+375(17) 307-26-70, +375(17) 342-26-71 - Офис

+375(44) 722-22-27, +375(29) 304-44-44 - A1
+375(33) 666-66-07 - MTC 

 

 
 
 

Что важнее: процессор или видеокарта?

« К списку новостей


25.01.2012 11:31

В последнее время преобладает мнение, что для игр важнее процессор, а не видеокарта. Ведь за прошедшую пару лет появилось немало проектов, предъявляющих высокие требования к мощности CPU. Поэтому мы решили исследовать этот вопрос.
Источник обзора: www.overclockers.ru

Далее публикуем сокращенный вариант статьи, написанной Дмитрием Прилепских. 

 

На этот раз исследование будет проводиться на двух ведущих платформах: Intel и AMD. Время двухъядерных «камней» на исходе, поэтому выбор пал на модели с большим числом ядер: Phenom II X6 1090T ВЕ, Athlon II X4 640, Core i5-2500K и Core i3-540. И пусть у последнего процессора всего два ядра, но поддержка технологии Hyper-Threading помогла ему втиснуться в класс «четырехъядерников».

В графическую подсистему вошли видеокарты: Radeon HD 6970 2048 Мбайт, Radeon HD 6850 1024 Мбайт, GeForce GTX 570 1280 Mбайт и GeForce GTX 460 1024 Мбайт.

Сами конфигурации выглядят следующим образом:

Core i3-540 + Radeon HD 6970.
Core i5-2500K + Radeon HD 6850.
Core i3-540 + GeForce GTX 570.
Core i5-2500K + GeForce GTX 460.
Athlon II X4 640 + Radeon HD 6970.
Phenom II X6 1090T + Radeon HD 6850.
Athlon II X4 640 + GeForce GTX 570.
Phenom II X6 1090T + GeForce GTX 460.

Целью исследования стала проверка производительности как систем с мощной видеокартой и слабым процессором, так и их противоположностей. Список использованных приложений составили актуальные и «тяжелые» игры.

 

Тестовая конфигурация

Тесты проводились на следующем стенде:

Материнские платы:
ASRock P55 Extreme, BIOS v2.70;
MSI P67A-GD65-B3, LGA 1155, BIOS 1.D;
GigaByte GA-890FXA-UD7, BIOS F4;
Система охлаждения CPU: Cooler Master V8 (~1100 об/мин);
Оперативная память: 2 x 2048 Мбайт DDR3 Corsair TR3X6G1600C8 (Spec: 1600 МГц / 8-8-8-20-1t / 1.5 В);
Дисковая подсистема: SATA-II 500 Гбайт, WD 5000KS, 7200 об/мин, 16 Мбайт;
Блок питания: Thermaltake Toughpower 1200 Ватт (штатный вентилятор: 140-мм на вдув);
Корпус: открытый тестовый стенд;
Монитор: 22" LG W2243S (Wide LCD, 1920x1080 / 60 Гц).

Процессоры:

Core i3-540 - 3066 @ 4300 МГц
Core i5-2500K - 3300 @ 4800 МГц
Athlon II X4 640 - 3000 @ 3900 МГц
Phenom II X6 1090T - 3200 @ 4100 МГц

Видеокарты:

Radeon HD 6970 2048 Мбайт - 880/880/5500 @ 980/980/5900 МГц (GigaByte)
Radeon HD 6850 1024 Мбайт - 775/775/4000 @ 950/950/4800 МГц (GigaByte)
GeForce GTX 570 1280 Mбайт - 732/1464/3800 @ 850/1700/4500 МГц (Zotac)
GeForce GTX 460 1024 Мбайт - 675/1350/3600 @ 850/1700/4400 МГц (Innovision)

Программное обеспечение:

Операционная система: Windows 7 x64 SP1;
Драйверы видеокарты: GeForce 290.53 Beta и Catalyst 11.12 WHQL.
Утилиты: FRAPS v3.4.7 build 13202 и AutoHotkey v1.0.48.05.

 

Инструментарий и методика тестирования

Для более наглядного сравнения видеокарт все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешениях 1280х1024, 1680х1050 и 1920х1080.

В качестве средств измерения быстродействия применялись встроенные бенчмарки, утилиты FRAPS v3.4.2 build 13202 и AutoHotkey v1.0.48.05. Список игровых приложений:

ArmA 2 Reinforcements (Учебный лагерь. Задание Е13: Управление группами);
Assassin's Creed Brotherhood (Центр Рима);
Battlefield Bad Company 2 (Накопление сил);
Borderlands (Бесплодные земли);
Crysis 2 (Конвой);
Dirt 3 (Бенчмарк - ASPEN);
Dragon Age 2 (Рваный берег);
Dungeon Siege 3 (Фортеция Легиона);
Fable 3 (Нью-Глушвильский рынок);
Far Cry 2 (Первая поездка);
Formula 1 2010 (Бенчмарк);
Grand Theft Auto 4 EFLC (Бенчмарк - Потерянные и Проклятые);
Just Cause 2 (Бенчмарк - Бетонные джунгли);
Mafia 2 (Глава 2 - Дом, милый дом);
Metro 2033 (Бенчмарк);
The Witcher 2 Assassins of Kings (Окрестности Флотзама).

Во всех играх замерялись минимальные и средние значения FPS.

В тестах, в которых отсутствовала возможность замера минимального FPS, это значение измерялось утилитой FRAPS.

VSync при проведении тестов был отключен.

Чтобы избежать ошибок и минимизировать погрешности измерений, все тесты производились по три - пять раз. При вычислении среднего FPS за итоговый результат бралось среднеарифметическое значение результатов всех прогонов (трех не «холостых»). В качестве минимального FPS выбиралось минимальное значение показателя по результатам трех прогонов.

 

Технические характеристики процессоров

Технические характеристики процессоров

 

Технические характеристики видеокарт

Технические характеристики видеокарт

 

Разгон процессоров

Процессоры разгонялись следующим образом. Стабильность разгона проверялась утилитой ОССТ 3.1.0 «Perestroika» путем получасового прогона CPU на максимальной матрице с принудительной 100% нагрузкой. Соглашусь с тем, что разгон тестируемых ЦП не является абсолютно стабильным, но для любой современной игры он подходит «на все сто».

У всех процессоров контроллер памяти был разогнан до 2600 - 2800 МГц в зависимости от модели. Напряжение северного моста было поднято до 1.3-1.35 В.

Core i3-540

Штатный режим. Тактовая частота 3066 МГц, базовая частота 133 МГц (133х23), частота DDR3 - 1333 МГц (133х10), напряжение питания 1.15 В, напряжение питания DDR3 - 1.65 В.

Процессор удалось разогнать до частоты 4300 МГц. Для этого базовая частота была поднята до 187 МГц (187х23), частота DDR3 - 1500 МГц (187х8), напряжение питания - до 1.35 В, напряжение питания DDR3 - 1.65 В.

Core i5-2500K

Штатный режим. Тактовая частота 3300 МГц, базовая частота 100 МГц (100х33), частота DDR3 - 1333 МГц (100х13.3), напряжение питания 1.18 В, напряжение питания DDR3 - 1.5 В, Turbo Boost - включен.

Процессор удалось разогнать до частоты 4800 МГц. Для этого множитель был поднят до 48 (100х48), частота DDR3 - 1866 МГц (100х18.66), напряжение питания - до 1.4 В, напряжение питания DDR3 - 1.65 В, Turbo Boost - выключен.

Athlon II X4 640

Штатный режим. Тактовая частота 3000 МГц, частота системной шины 200 МГц (200х15), частота DDR3 - 1333 МГц (200х6.66), напряжение питания ядра 1.3 В, напряжение питания DDR3 - 1.5 В.

Процессор удалось разогнать до частоты 3900 МГц. Для этого частота шины была поднята до 260 МГц (260х15), напряжение питания ядра - до 1.53 В, напряжение питания DDR3 - 1.65 В. Частота DDR3 составила 1732 МГц (260х6.66).

Phenom II X6 1090Т BE

Штатный режим. Тактовая частота 3200 МГц, частота системной шины 200 МГц (200х16), частота DDR3 - 1600 МГц (200х8), напряжение питания ядра 1.3 В, напряжение питания DDR3 - 1.5 В, Turbo Core - включен.

Процессор удалось разогнать до частоты 4100 МГц. Для этого множитель процессора был поднят до значения 20.5 (200х20.5), напряжение питания ядра - до 1.5 В, напряжение питания DDR3 - 1.5 В. Частота DDR3 составила 1600 МГц (200х8), Turbo Core - выключен.

 

Тестирование конфигураций проводилось в двух режимах работы:

В номинальном: все процессоры и видеокарты работали в штатном режиме.
После разгона: все CPU и графические ускорители были разогнаны.Выводы

Если рассматривать изучаемый в данном обзоре вопрос с позиции «чистой» производительности, то можно дать однозначный ответ - для современного игрового компьютера роль видеокарты выходит на первый план.

Однако в некоторых игровых приложениях не помешает мощный процессор - слабый ЦП значительно сдерживал потенциал графической подсистемы в довольно большой доле протестированных проектов.

При рассмотрении вопроса важности GPU и CPU для игрового компьютера с позиции стоимости и энергоэффективности выяснилось, что между системами с мощными видеокартами и конфигурациями на базе старших процессоров наблюдается приблизительный паритет.

В итоге я затрудняюсь дать точный ответ на поставленную задачу. Скорее всего, стоит делать упор на сбалансированность всего системного блока и подбирать под каждый процессор соответствующую ему по классу видеокарту.

 

Источник обзора: www.overclockers.ru 

 

 

 

 

 

 

« К списку новостей

 
 
0.0027